пятница, 8 февраля 2013 г.

борис клюев курит

Так уж повелось, что абитуриенты пытаются поступить сразу в несколько театральных институтов — где повезет. Борис оказался перед выбором. Его были готовы принять сразу несколько училищ. Он выбрал Щукинское, но там в самый последний момент сказали: «Не сможем защитить вас от армии, идите послужите, а потом примем без конкурса». Ринулся в Школу-студию МХАТ — поздно, поезд ушел. Вот так и попал в Щепкинское. Проучился год, потом все-таки забрали в армию. Вернувшись, продолжил учебу.

- Я считаю, Боре предопределено было стать актером. Это знак судьбы, что в нашей школе появилась Клавдия Михайловна Половикова — народная артистка СССР и по совместительству мама Валентины Серовой. Сложилось так, что она стала вести театральный кружок. Мы с Борей туда записались одними из первых. Вот так он сразу, в четырнадцать лет попал в руки большого мастера. Клавдию Михайловну я до сих пор боготворю. Итак, Борис играл черта Люциуса — имя, наверное, происходило от Люцифера, и он был главный злодей. А у него было два подручных — бестолковых черта, одним из которых был я. Боря в этой роли производил на всех фантастическое впечатление. Он уже тогда был похож на итальянца или француза: горбоносый, стройный, худой. Ему сделали рога, бородку, плащ, как у летучей мыши — даже страшно! Мы играли «Чертову мельницу» не только в школе, но и на сцене Дома архитекторов. В этом прекрасном старинном здании большая сцена, и выступать там было очень почетно. Был полный зрительный зал. И аплодисменты Борису после этого спектакля были аплодисментами, провожавшими его в театр. Потом был драматический кружок при Доме журналистов и Театральное училище имени Щепкина. Почему поступил именно в Щеп-кинское? Это было делом случая — или судьбы.

- Я очень благодарен маме за то, что она всячески поощряла мое увлечение живописью, книгами, спортом. Это помогло мне в жизни. У мамы был самый важный критерий, она говорила: «Это красиво». Могла сказать так и о человеке, и о поступке, и о вещах. И для меня это тоже главное. Мое кредо: нужно стараться жить красиво и поступать красиво. А разве не самая красивая профессия — актерская? Борис начал свою театральную деятельность еще в школе. Сначала — кукольный спектакль-сказка. В нем Борис исполнил сложную и почетную роль Бабы-Яги. Затем — уже не кукольный, а самый настоящий спектакль «Чертова мельница» по пьесе чешского драматурга Яна Дрды. Роль — черт Люциус. Нет, право слово, в актерской индивидуальности Бориса Клюева всегда, с самых младых ногтей было нечто демоническое, предвещавшее его дьявольски коварных графов и шпионов. Вспоминает Михаил Шабров:

Иметь обширную библиотеку в те годы было сложно — прежде всего, из-за тесноты. Как и многие москвичи, Борис с мамой ютились в коммуналке.

- Это было время, когда портрет Хемингуэя висел в каждом доме. Но для меня он до сих пор остается любимым писателем. Когда мне бывает тоскливо, я беру книгу Хемингуэя, любое произведение, открываю — и сразу погружаюсь. Я очень его понимаю. Может быть, это связано с тем, что у нас один и тот же знак Зодиака — Рак. Поэтому нам легко.

Еще в юности Борис начал собирать книги. Любимые букинистические магазины — на Кузнецком мосту, в Камергерском переулке.

В «Словаре русских фамилий» В. А. Никонова к фамилии «Клюев» дано следующее пояснение: «Этимология спорна: «От клювый — красивый, статный, видный» (Г. В. Тропин) или «Человек с длинным орлиным носом, похожим на клюв» (Ю. А. Федосюк)». Так что пресловутый «нос с горбинкой», судя по всему, достался Борису Владимировичу от многих поколений статных и красивых предков, похожих на литературных героев....

И когда Борис Владимирович произносит эти слова, трудно удержаться от мысли: «Боже мой, ведь он и есть тот самый майн-ридовский герой-романтик. Не хватает только шляпы с пером...»

- Я вырос на Джеке Лондоне, Хемингуэе и Ремарке. Они оказали большое влияние на становление моей души. Ну, конечно, в школьные годы увлекался Майн Ридом. Мне очень нравился образ его героя — элегантный и благородный, нос с горбинкой, шляпа с пером...

Мама Бориса любила искусство, но поначалу не одобряла желания сына стать артистом. Она работала бухгалтером-экономистом в Доме композиторов на улице Нежданова и привила сыну любовь к музыке. Борис посещал все концерты в филармонии и по несколько раз слушал оперы, которые ставили студенты консерватории. В детские годы пришла и любовь к литературе — любовь, которую Борис Клюев пронес через всю жизнь.

- На каникулы Борис приезжал в подмосковный город Дмитров. Там и сейчас живет его замечательная тетка Зина, которая привечала племянника каждое лето. Там мы познакомились, сначала чуть не подрались, а потом стали друзьями. Энергия в нем всегда била ключом, заводила был. Предоставленные сами себе, мы играли в лапту и штандер на свежем воздухе, ездили за город, ночевали в лесу, в палатках. В Боре уже тогда были заметны художественные способности. Мы вместе исполняли «Осенние листья» из репертуара Адамо.

Дружбе Бориса Клюева с Виктором Линником, нынешним главным редактором газеты «Слово», также минуло полвека.

- В нашем доме жили замечательные люди, в том числе известные артисты — Владимир Самойлов, Петр Константинов. Мы, конечно, целыми днями пропадали во дворе, играли в футбол, зимой там заливали каток. В школе атмосфера была тоже теплой, семейной, творческой. Учителя прививали нам любовь к искусству, многие из нас писали стихи. Мы с Борей все в детстве проходили вместе, даже курить одновременно попробовали. Правда, за это наши мамы задали нам трепку, и с тех пор мы больше не курим.

Вспоминает друг детства Бориса Клюева, поэт-песенник Михаил Шабров:

Борис с мамой жили в самом сердце Москвы — на углу Спиридоновки и Гранатного переулка, в замечательном старом доме, имевшем прозвище «Утюг».

Он с детства не мыслил себе другой профессии — всегда знал, что будет артистом. Можно сказать, профессия досталась ему по наследству. Судьба отца, Владимира Клюева, сложилась трагически. Его жизненный и профессиональный путь прервался очень рано. Учился в Вахтанговской школе, потом — о, романтическая эпоха, — всем курсом поехали играть в Комсомольск-на-Амуре. Затем Москва, областной драматический театр — предтеча Таганки. Потом — фронт. Владимир Клюев умер в тридцать шесть лет. Осталась память — множество фотографий в разных ролях. Сын, конечно же, любил подолгу их рассматривать.

Сорок лет на старейших московских подмостках. Работы в спектаклях лучших режиссеров, партнерство с великими корифеями русской сцены. Все театральные стили и жанры.

Главное — чувство юмора по отношению к себе, — говорит Борис Владимирович. — Это спасает от множества разочарований. Если внезапно становишься популярным, легко вообразить, что ты великий и всеми любимый. Тут и призываешь к себе на помощь чувство юмора. У популярности Бориса Клюева было две самых больших «волны». Две известнейшие роли в кино — два злодея. Коварный граф Рошфор в фильме «Д'Артаньян и три мушкетера» и агент мирового империализма, шпион Трианон, он же Сергей Дубов в «ТАСС уполномочен заявить». Сегодня каждый знает артиста по многочисленным ролям в фильмах и телесериалах. Но театр, увы, не является искусством миллионов. И потому далеко не всем известен другой Борис Клюев — артист Малого театра.

Его почти никогда не покидает легкая ирония. И на сцене, и на экране, и в жизни. Может быть, в этом — один из главных секретов безграничного обаяния Бориса Клюева.

Очерк из серии (2007).

Комментариев нет:

Отправить комментарий